2021-02-22 22:53:08

КАК НАШИ ЭМОЦИИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В БОЛЕЗНИ. РАЗРУШАЮЩЕЕ ЧУВСТВО ВИНЫ.

В мире очень много интересного! Многообразие Вселенной – это ресурс. Не подойдет одно, найдется другое. Одних только гомеопатических препаратов более 10 тысяч. Не устраивает работа, жилище, партнер – все можно поменять. Я не призываю к разводам, но жить надо в радости, потому что миру совсем не жалко для нас счастья. 

А вот чувство вины – это та эмоция, которая лишает радости. На чувстве вины кто только не паразитирует! Родители активно внушают его детям: сделал правильно – ты хороший, если нет – извини. Чувство вины – прекрасный и безотказный инструмент манипуляции.

Социум, государство, церковь – кто только не играет на чувстве вины. Внуши его, и вот уже человек стал уязвимым и управляемым. Не надел маску – не заботишься об окружающих, не привился – избегаешь социальной ответственности. Так работает биосоциальная связка – внушаемость, чувство вины, управляемость. Заметим: то, что государство управляет, это само по себе неплохо, иначе наступит хаос. Даже неуправляемый ребенок – проблема, что говорить о больших массах людей. 

Внушаемость – это биологическое, предустановленное свойство человека, необходимое для выживания, поэтому людьми так легко управлять. Все социальные животные внушаемы, но чувство вины – это привилегия человека.
Как любое явление, чувство вины иногда необходимо, оно ведет к осознанию своих ошибок, к раскаянию. Если ребенок совершил плохой поступок и осознал это, семья, как мини-модель общества, это поощряет.
Итак, чувство вины – это не что-то плохое, его испытывает каждый, но вопрос, как всегда, в балансе. Человек останется в балансе, если, провинившись, сделает все, чтобы искупить вину. Он может попросить о прощении, предложить компенсацию, понести наказание, а потом закрыть для себя тему, этот открытый файл. Главное – не подвешивать себя в таком состоянии, это опасно!

Случай из жизни. Молодая девушка каталась с племянницей на горке на ледянках. Ребенок врезался в опору и погиб. Представляете, какое чувство вины ее накрыло! Хотя по большому счету, ну кто тут виноват? Я уверена, никто не может влиять на жизнь и смерть. Они имеют собственную причудливую логику, судьба рисует свои узоры, над которыми мы не властны.

Теперь давайте посмотрим, как по-разному даже члены одной семьи справляются с тем же КОВИД. Из 4-5 человек кто-то переболел легко, а кто-то ушел, и дело не в возрасте.
На опыте своих пациентов я наблюдала, что тяжелее всего болеют те, кто как ржавчиной поражены чувством вины. Эти люди имеют глубокие эмоциональные конфликты. А с эмоцией вины нужно разбираться быстро, не оставляя на потом, потому что от нее на самом деле можно умереть.

Я тоже испытываю чувство вины… Например, к вечеру у меня накапливается по 90 не отвеченных звонков и сообщений. Я не смогу ответить всем, даже если не буду спать всю ночь (иногда так и делаю), и возникает чувство вины. 
Поделюсь, как я справляюсь. С помощью незыблемой веры и твердой убежденности, что все события, которые происходят, закономерны. Если я смогла позвонить человеку, значит ему это нужно. Не ответила другому – он справится сам. Мироздание знает, что и как должно происходить, нравится это нам или нет.
Я могу притянуть несправедливость, как человека меня это может возмущать: поднимается в разы арендная плата, идет агрессивное нагнетание вокруг вакцинации и т.п. Но на глубинном уровне я в это не захожу, внутри меня – принятие. Мы, как индивидуумы, и мы, как социум, достойны именно той ситуации, которую имеем.
Если на меня кто-то обиделся, например, мама, я делаю все, что могу: звоню, извиняюсь, что-то предлагаю. И если она продолжает злиться – это ее решение и ее проблема.

Наше общество хорошо умеет навязывать и поддерживать в человеке чувство вины, но плохо умеет сострадать. Этим грешат даже психологи. Одна моя пациентка не находит понимания с дочерью, пытается ей навязать свой взгляд на лечение и воспитание внука. Они дошли до семейного психолога, и та научила дочку выстраивать границы. Мать была отстранена и чуть ли не заблокирована в каналах связи. 
Но психолог не научила ее находить понимание с матерью. Наши родители просто не могут быть плохими, какими бы они ни были! Границы границами, но мы должны научиться взаимодействовать с мамой и папой. В том числе и для того, чтобы не испытывать, когда их не станет, того самого чувства вины.

Давайте разберемся: как быть с чувством вины, которое мы вынесли из родительского дома. Моя мама тоже меня им наградила, но мы ведь сами выбрали когда-то свою семью и родителей, чтобы получить определенные уроки. Например, от отца-алкоголика.

Итак, я пошла по жизни с чувством вины, находила мужей, которые мне его внушали. Я даже профессию выбрала, чтобы не остаться без нагрузки виной. Ведь врач не Бог, он не может спасти всех. Профессия врача – отличная возможность проработать свое чувство вины и, наконец, научиться с ним справляться. Иначе… Известно, что продолжительность жизни докторов, а особенно хирургов, на 15-30 лет меньше, чем у их пациентов. 
Поэтому, когда меня настигает чувство вины, внутри начинает звучать тревожный сигнал. Ну уж нет! Стоп! Если я в этом застряну, значит, мною забыт закон мироздания – всё устроено наилучшим образом. Для меня, для этого пациента, для нашего государства – абсолютно всё течет своим необходимым порядком. И это не фатализм, это ежедневный выбор. Главное – выбирать честно. 

Но если внутри вас угнездилось ощущение, что это ужасно, несправедливо, просто невозможно пережить, оно обязательно, неизбежно, без вариантов приведет к тяжелому дегенеративному заболеванию. Я это знаю по опыту моих пациентов. 

Не выбирайте чувство вины! 

Если я уйду в чувство вины, я не смогу дальше помогать. Это деструктивная эмоция, она просто закапывает человека. Злость гораздо более конструктивна, в ней есть энергия! А энергия – это всегда лучше. К примеру, высокая температура, высокое давление, повышенный сахар – да, плохо, мешает жить, но поддается коррекции. Гораздо тяжелее повысить температуру 35 или поднять низкое давление. 

Даже страх несет в себе больше энергии: ты дергаешься, прячешься, но что-то делаешь! Вспомним реакции на стресс: убегай, нападай, притворись мертвым. Так вот, в чувстве вины мы успешно притворяемся мертвыми. Это та эмоция, которая ничего не позволит изменить. Она мертвит!

А иногда люди продолжают мучиться даже после исповеди и отпущения грехов. Господь мне простил, а я себе не прощаю. Что это, если не гордыня? Институт исповеди и был введен, чтобы помогать человеку не жить в вине. Не надо вариться в этом мучительном бульоне!

Есть масса инструментов, чтобы прожить вину даже перед ушедшими близкими. Пишите письма, работайте с этим, ведь каждый раз, когда вы вспоминаете и загружаетесь виной, вы открываете файл – один, потом другой, множество файлов. Закройте их все, поберегите свой компьютер, он может этого не выдержать.

Расскажу напоследок случай.  Мать моей знакомой умирала от рака. Пришел батюшка ее исповедовать. 95-летней женщине, матери этой больной, священник тоже предложил исповедаться, на что она с удивлением ответила: «А зачем? Я не грешила!». Теперь вам понятно, почему она дожила до таких лет? 

Мне хочется всем вам сейчас сказать: «Отпускаю ваши чувства вины!» Но, к сожалению, или к счастью, сделать это вы можете только сами.

Автор:

Радомская Наталия Анатольевна

Кандидат биологических наук, вирусолог. Врач лечебной физкультуры. Гомеопат, врач восстановительной медицины, рефлексотерапевт, флоратерапевт, фитотерапевт.

Опыт работы: 46 лет

Ведёт приемы в Медицинском Центре Наталии Радомской по адресу: Москва,Боровское шоссе, дом 56.

Все публикации